Ремонт и разборка напольного или настольного вентилятора своими руками

Содержание

Ремонт вентилятора

Ремонт и разборка напольного или настольного вентилятора своими руками

Сентябрь 29, 2014

20581 просмотров

Я уже рассказывал про то, как выбрать напольный для комнаты или вытяжной вентилятор для кухни, ванной или туалета.

При производстве дешевых моделей производитель экономит на качестве материалов, поэтому они ломаются чаще, чем более дорогие аналоги.

Если же перестал работать вентилятор, тогда не спешите его выкидывать, потому что для восстановления его работоспособности в большинстве случаев не понадобится много времени и финансовых затрат.

Я не буду останавливаться на механических неисправностях таких, как ремонт крыльчатки, корпуса, механизма поворота и т. п. Для устранения этих поломок, просто необходимо изношенную или поломанную деталь восстановить или заменить на новую.

В этой статье будут рассмотрены вопросы по ремонту электротехнической части вентилятора, при которых не включается или работает электромотор с гулом, неприятными запахами паленного или заеданиями. Для рассмотрения будет взята более сложная модель напольного исполнения.

Встраиваемые вытяжные вентиляторы конструктивно гораздо проще, из-за отсутствия блока переключения скоростей, поэтому их отремонтировать еще легче. Но ремонт, учитывая цену простой модели вытяжного вентилятора без наворотов нецелесообразен.

Для того что бы найти причину неисправности вентилятора, необходимо его будет разобрать. Сделать это будет своими руками довольно просто и быстро. Сперва снимаем защитную решетку, затем лопасти или крыльчатку вентилятора, которая фиксируется гайкой. Далее необходимо снять вторую часть защитной решетки и открутить саморезы крышки.

Поиск и устранение неисправностей при ремонте бытового вентилятора

Перед тем как приступать к ремонту своими руками необходимо изучить принципиальную схему работы устройства.
Как правило, в напольный вентилятор ставится асинхронный электродвигатель, состоящий из восьми обмоток (рабочие и пусковые). Для успешного запуска необходим сдвиг фазы на 90 градусов.

Для этих целей устанавливается конденсатор.

Работать устройство начинает после нажатии кнопка включения, после чего загорается лампочка индикации и запускается мотор, скорость вращения которого зависит от схемы включения обмоток, за что отвечает переключатель 3 скоростей с механической блокировкой одновременного включения нескольких кнопок, при котором возможно возникновение коротких замыканий.

Перед тем как приступать к проверке электродвигателя:

  1. Сразу необходимо проверить исправность шнура подключения к электрической розетке. Для этого необходимо сперва разобрать блок переключателей, а затем с соблюдением мер по электробезопасности мультиметром проверить наличие 220 Вольт на контактах лампочки.
  2. Проверьте исправность конденсатора по этой инструкции.
  3. Прозвоните на целостность и проверьте надежность всех контактов проводов и соединений в цепи. Инструкция по прозвонке.
  4. Если при работе вентилятора слышен гул или шум, тогда смажьте Литолом или Солидолом пластмассовые детали внутри редуктора через отверстия, которые в нем специально для этого предусмотрены.
  5. Проверьте наличие 220 Вольт на выходе с включенной кнопки переключателя.

Ремонт электродвигателя вентилятора

Ремонт электродвигателя своими руками необходимо начинать со смазки подшипников, очень часто после этого вентилятор начинает нормально работать. Вал мотора вращается в пластмассовых втулках.

Для смазки подойдет машинное масло- капните пару капель масла навал под наклоном так, что бы оно затекло во внутрь втулки, а затем повращайте вал вперед и назад по оси до тех пор, пока он не начнет легко вращаться.

Вероятность поломки ротора двигателя сравнительно мала и в моей практике ремонта бытовой техники пока не встречалась, потому что в роторе наводится ЭДС (возникает ток) под воздействием обмоток статора.

Часто в электродвигателях бытовых вентиляторов происходит обрыв в одной из обмоток статора. Если хоть одна обмотка будет оборвана, тогда двигатель не будет работать вообще. Для проверки достаточно резко крутануть лопасти по часовой стрелке. Только сразу резко убирайте руку от лопастей, что бы не получить травму.

Если после этого заработает напольный вентилятор- значит сгорела одна из обмоток. Учтите, что при обрыве обмотки, подключенной от конденсатора- вентилятор не будет работать в любом случае. Для определения целостности всех обмоток, рекомендую их прозвонить мультиметром по этой инструкции.

Учтите, что сопротивление обмотки не должно быть слишком высоким или нулевым.

Очень важно перед отключением проводов с обмоток не перепутать их затем при подключении, поэтому прежде чем снимать провода нанесите на них отличающую маркировку, если они одинакового цвета. Я перед снятием проводов или началом разборки своими руками любых устройств всегда делаю фотографии всех этапов. Если возникнут затем вопросы или сомнения при сборке, тогда фотографии здорово выручают.

Если оборвана или выгорела обмотка статора, учитывая цену напольного или встраиваемого вентилятора, не рекомендую заниматься перемоткой или ремонтом обмотки. В таком случае целесообразнее купить новую модель.

Срок службы электродвигателя вентилятора сокращается в несколько раз, если не очищать его периодически  от пыли и грязи, а так же если  во время не смазывать подшипники или редуктор.

Источник: http://jelektro.ru/remont-elektriki/remont-ventiljatora.html

Ремонт вентилятора своими руками: технология, устройство и отзывы

Как правило, вентиляторы используются продолжительное время без перерывов. Вследствие этого возникают определенные проблемы. Поломки могут быть малыми или большими. В данном случае необходимо знать, как сделать первичный осмотр. После этого можно будет думать о том, как сделать ремонт вентилятора. Однако в первую очередь нужно ознакомиться с устройством обычной напольной модели.

Устройство вентилятора

Непосредственно процесс охлаждения осуществляется благодаря вращению лопастей. Крепятся они на специальном вале. В данном случае он приводится в движение с помощью мотора. Используются электродвигатели различной мощности, однако по конструкции они являются довольно схожими. В свою очередь, блоки управления сильно отличаются.

Для запуска электродвигателей используются статоры. Вал вентилятора располагается на кривошипах. Фланцы у моделей служат опорой для контактных колодок. Дополнительно в некоторых вентиляторах имеется такой элемент, как редуктор. Иногда он устанавливается с прижимной планкой для фиксации.

Ремонт мотора

Мотор в устройстве часто ломается из-за перегревов. Ремонт вентилятора радиатора в данном случае необходимо начинать с первичного осмотра модели. Для этого потребуется отсоединить крышку, которая удерживает колпачок. Далее следует снять защитную решетку. После этого необходимо открутить фланец. В некоторых моделях это делать необязательно.

В данной ситуации многое зависит от конструкции вентилятора. Фиксируется электродвигатель в корпусе чаще всего на четыре болтах. После отсоединения мотора нужно осмотреть его контакты. Если на них видны потемнения, значит, проблема однозначно заключается в нем. Чтобы решить данную задачу, придется приобрести новый электродвигатель и установить его на место.

Проблемы с конденсатором

Конденсаторы в устройствах чаще всего ломаются из-за резких скачков напряжения в сети. Ремонт вентилятора охлаждения в этой ситуации нужно стандартно начинать с откручивания крышки. Мотор устройства придется отсоединять в первую очередь. Находится конденсатор во многих вентиляторах за центральным фланцем. Для того чтобы добраться до него, потребуется раскрутить полностью блок питания.

В некоторых случаях будет мешать еще кривошип. В этой ситуации сначала снимается фланец. Работоспособность конденсатора проверить можно только при помощи тестера. В данном случае оценивается сопротивления на проводниках. Если значение на приборе превышает 50 Ом, значит, конденсатор придется заменить.

Проверка обмотки статора

Проблемы с обмоткой статора считаются очень серьезными. Ремонт вентилятора отопителя в этой ситуации придется начинать с осмотра непосредственно двигателя. При перегорании статора конденсатор также может выйти из строя. Если контакты электродвигателя не перегоревшие, значит, он цел.

Следующим шагом проверяется непосредственно конденсатор при помощи тестера. Когда статор неисправен, во время работы он сильно дымит. Также следует учитывать, что указанный элемент может быстро нагреваться. В любом случае его придется полностью менять. Для этого необходимо приобрести аналогичный товар в магазине.

Ремонт блока управления

Блоки управления в вентиляторах устанавливаются самые различные. Чаще всего в них ломаются червячные передачи. В таком случае ремонт блока вентиляторов следует начинать со снятия контактной колодки. Трогать электромотор при этом нет необходимости.

Находится блок управления чаще всего под центральным фланцем. В некоторых случаях путь к нему перегораживает подкладка, которую можно снять. Далее, чтобы сделать ремонт блока управления вентилятором, потребуется полностью скрутить вал при помощи отвертки.

Следующим шагом можно будет сразу снять блок. Чтобы осмотреть червячную передачу, придется скрутить заднюю крышку. Далее можно будет увидеть под ней вал контакта. Проверяется он при помощи тестера. Параметр сопротивления не должен превышать 50 Ом. В противном случае блок управления ремонту не подлежит.

Замена ротора

Ротор ломается в вентиляторах довольно редко. Одной из причин этого может быть перегрев электромотора. В такой ситуации ремонт напольного вентилятора следует начинать с отсоединения крышки. Располагается ротор, как правило, на специальной прокладке. Иногда он может находиться за валом. В любом случае придется снимать электродвигатель при помощи отвертки.

Далее следует осмотреть провод, который идет от ротора. Если пайка в порядке, значит, его следует аккуратно отсоединить. Крепится он обычно на двух винтах. Чтобы заменить ротор, необходимо приобрести аналогичный товар. Прокладку в данном случае можно использовать старую. При закреплении электромотора следует убедиться в том, что он не соприкасается с ротором.

Ремонт диффузора

Диффузор является неотъемлемой частью блока управления. Ломается он обычно из-за того, что скручивается регулятор. В данном случае ремонт вентилятора следует начинать со снятия верней крышки.

Электромотор трогать при этом нет необходимости. Однако для удобства центральный фланец легче всего сразу отсоединить. В противном случае блок управления на прежнее место будет проблематично установить.

После отсоединения регулятора следует извлечь непосредственно блок управления.

Диффузор на нем располагается с задней стороны. В некоторых случаях он крепится на специальный фиксатор. Для того чтобы его достать, нужно просто поддеть основание элемента ножом или отверткой. После этого его можно осмотреть. Меняют отдельно диффузор очень редко. В магазинах он, как правило, продается вместе с блоком управления.

Проблемы с лопастями

Лопасти у вентилятора изготовлены всегда из пластика. Если посторонний предмет во время работы устройства попадает за сетку, то их можно легко повредить. В данном случае ремонт вентилятора своими руками производится очень просто.

Заднюю крышку устройства снимать нет необходимости. В первую очередь следует осмотреть непосредственно зажим защитной сетки. В основном она удерживается пластиковым колпачком. Скрутить ее довольно просто руками.

После этого появится возможность снять защитную сетку.

Следующим шагом придется отсоединить подкладку, которая удерживает лопасти. Сделать это также можно без использования специального инструмента. При серьезной деформации лопастей их проще заменить. Если говорить о малом трении детали об решетку, то все можно попробовать исправить вручную. В этом плане пластик иногда поддается, и лопасть можно установить на прежнее место без проблем.

Неисправности с фланцем

Фланцы, как правило, в вентиляторах устанавливаются пластиковые. Если устройство падает, то они могут легко поломаться. В данном случае ремонт вентилятора придется начинать с откручивания задней крышки.

Если рассматривать простые модели, то фланцы у них, как правило, располагаются возле электромотора. Однако есть модификации, где они находятся у самого вала. В первом случае блок управления снимать нет потребности.

Однако придется скрутить в первую очередь кривошип.

Далее снимается червячная передача. После этого потребуется отсоединить переключатель. Фланец крепится в основном на панели при помощи винтов. Если он сильно деформирован, то его проще всего поддеть отверткой. Однако если повреждения несерьезные, то его можно легко скрутить. Если говорить про модели, где фланец установлен возле блока управления, то там следует поступать иначе.

В первую очередь в вентиляторе высвобождается прижимная планка. Далее скручивается непосредственно блок управления. Следующим шагом нужно снять прокладку, которая находится рядом с ротором. Крепиться фланец в данном случае должен на двух винтах. Чтобы заменить его, потребуется в сервисном центре заказать аналогичную деталь.

Вылет кривошипа

Вылет кривошипа, как правило, сопровождается проблемами с валом. В этой ситуации ремонт вентилятора нужно начинать со снятия крышки.

Далее потребуется заняться статором, который находится рядом с электромотором. Иногда он может фиксироваться на специальной платформе. В любом случае нужно скрутить гайки ключом.

Далее будет виднеться в вентиляторе непосредственно вал, под которым располагается кривошип.

Если он деформирован, значит, его нужно в первую очередь снять. Делаются кривошипы в основном из нержавейки. Выпрямить их человек способен самостоятельно. Однако данная деталь по размерам очень мала, и в данной ситуации легче воспользоваться тисками. Если эту проблему не удалось решить самостоятельно, значит, придется обращаться в сервисный центр.

Поломка переключателя скорости

Поломка переключателя скорости часто сопровождается повышенной шумливостью устройства. В этой ситуации ремонт следует начинать с осмотра регулятора. Располагается данный элемент возле блока управления. Для того чтобы до него добраться, нужно просто скрутить заднюю защитную крышку.

После этого появится возможность снять контактную колодку, которая перегораживает блок управления. Прижимную планку в этой ситуации можно не трогать. Однако в зависимости от конструктивных особенностей модели план ремонта может немного меняться. После снятия блока управления осматривается непосредственно регулятор.

Бывает, что проблема заключается в отсоединении проводника. В таком случае задачу можно решить с помощью паяльной лампы. Однако переключатель скорости также может сгореть, и тогда его придется заменить. Заказать указанный компонент вентилятора можно через сервисный центр. Также всегда есть возможность обратиться за помощью в мастерские.

Отзывы

Согласно отзывам, перед тем как снимать провода с обмоток, очень важно нанести на них маркировку, чтобы при подключении не перепутать. Можно перед началом разборки сделать фотографии. Они помогут в случае возникновения вопросов при сборке.

Отзывы не рекомендуют заниматься ремонтом, если оборвана или выгорела обмотка статора. Целесообразнее приобрести новый вентилятор.

Владельцы советуют своевременно очищать прибор от грязи и смазывать подшипники и редуктор. Это продлит срок службы электродвигателя.

Источник: http://.ru/article/222804/remont-ventilyatora-svoimi-rukami-tehnologiya-ustroystvo-i-otzyivyi

Ремонт вентилятора своими руками

Вентилятором называется устройство, создающее поток воздуха для охлаждения или его циркуляцию для устранения неприятных запахов или удаления вредных веществ. Вентиляторы в быту применяются в качестве:

  • настольных или напольных приборов для создания комфортных условий в жаркое время;
  • вытяжных устройств на кухнях, ванных и санузлах;
  • в компьютерной технике для охлаждения силовых узлов: блока питания, процессора, жестких дисков, а также для вентиляции корпуса;
  • в сварочных инверторах для охлаждения силовых электронных компонентов.

Вентиляторы выходят из строя, но не во всех случаях нужно торопиться с походом в специализированную мастерскую. Стоимость ремонта некоторых изделий иногда соизмерима с затратами на покупку новых. Поэтому целесообразнее попробовать их отремонтировать своими руками.

Признаками неисправности механической части вентилятора являются:

  • посторонние шумы при работе;
  • снижение скорости вращения, при этом вращение вала выключенного прибора рукой происходит с усилием;
  • полная остановка, при которой вращение вала вентилятора рукой невозможно или требует значительных усилий.

К электрическим неисправностям относятся:

  • срабатывание защитных устройств (автоматических выключателей) при включении вентилятора;
  • запахи горелой или перегретой изоляции при работе;
  • снижение скорости вращения при свободном вращении вала выключенного прибора;
  • перебои в работе при изменении режимов.

Несвоевременно устраненные механические неисправности прогрессируют в развитии и приводят к возникновению электротехнических проблем.

Длительная работа вентилятора с заклиниванием на валу приводит к перегреву и выходу из строя обмоток электродвигателя.

Разболтанный подшипник позволяет валу двигателя совершать перемещения в радиальном направлении, которые приводят к повреждению обмоток статора.

Поэтому при обнаружении признаков неисправности нужно незамедлительно заняться ее устранением.

Устройство настольного вентилятора

Устранение механических неисправностей

Бытовые вентиляторы не имеют в своем составе подшипников качения или им подобных, которые заменяются в случае выхода из строя. В них устанавливают подшипники скольжения, вал вращается во втулках из бронзы. Они навсегда запрессованы в корпус. Но, даже если их оттуда вынуть, то заменить будет нечем.

Во поэтому нужно своевременно смазывать такие подшипники. Стоит им некоторое время поработать «на сухую», и зазор между валом и подшипником увеличится. Это приведет к осевому биению вала, в результате – посторонний шум, снижение оборотов и увеличение скорости износа подшипника. Особенно это фатально для компьютерных кулеров.

Для смазки используется машинное масло, но лучше применять веретенное. Если в доме есть швейная машинка, то масло для ее смазки – лучший вариант для подшипников вентиляторов. Для смазки вентилятор нужно разобрать, чтобы добраться до подшипников. У кулеров и некоторых вытяжных вентиляторов достаточно отклеить защитную пленку с одной из сторон.

Смазка подшипников вентилятора

Обратите внимание на наличие загрязнений подшипника. В некоторых случаях придется разобрать узел, почистить его, а затем – собрать и смазать. Не нужно наносить много смазки: подшипнику для нормальной работы достаточно одной-двух капель. Остальное будет разбрызгано по всему корпусу при первом же пуске. Капли масла внутри корпуса неплохо собирают пыль.

Если после смазки все равно наблюдается шум при работе, биение вала, то изделие придется выбросить. Заменить подшипник скольжения не получится.

Устранение неисправностей электрической части вентилятора

При полной остановке вентилятора нужно проверить исправность сетевого шнура и переключателей режима работы. Для этого потребуется мультиметр.

Лучший метод проверки шнура питания – измерить напряжение на входном клеммнике вентилятора или в местах подключения шнура к его внутренним элементам.

Соблюдайте осторожность при проверке: не касайтесь руками участков, находящихся под напряжением. После проверки сразу же удалите вилку из розетки.

Исправность переключателей проверяют, измеряя их сопротивление в положении «включено». Они могут выйти из строя при частой коммутации. Лучше всего сразу измерить напряжение на электродвигателе, но для этого нужно знать электрическую схему вентилятора. А также – принцип его работы и управления скоростью вращения.

Регулировка оборотов осуществляется переключением выводов от двигателя. В этом случае одна из его обмоток имеет ряд отводов (отпаек), переключением которых изменяется количество витков на статоре.

При такой схеме нужно измерять до и после переключателя, чтобы выяснить, исправен ли он. Если напряжение ест, а двигатель не вращается, нужно измерить сопротивление его обмоток.

Если прибор показывает обрыв, значит, в неисправности виновен двигатель.

Схема регулировки скорости вентилятора переключением выводов обмотки

Еще один элемент, неисправность которого приводит к остановке вентилятора – это фазосдвигающий конденсатор. В схемах, где он применяется, электродвигатель имеет две обмотки. Одна из них подключена к сети питания напрямую, а другая – через конденсатор, выполняющий сдвиг напряжения на ней по фазе на 90 градусов.

Схема подключения фазосдвигающего конденсатора

При неисправности конденсатора обмотка либо не получает питания, либо сдвига по фазе не происходит. В обоих случаях электродвигатель вращаться не будет. Проверить исправность конденсатора можно мультиметром в режиме измерения сопротивления. При этом нужно выбрать самый большой предел измерений. Конденсатор перед подключением прибора нужно разрядить, замкнув его выводы между собой.

Если в момент касания щупами мультиметра кратковременно появляются показания, а затем он показывает «обрыв», то конденсатор исправен. Если его показания равны нулю или бесконечности и не меняются, то конденсатор вышел из строя и требует замены.

Рабочее напряжение нового конденсатора не должно быть меньше, чем у заменяемого, а емкость – соответствовать исходной. Ее величину рассчитывают применительно к параметрам обмотки электродвигателя, если ее изменить, то угол сдвига фаз будет больше или меньше 90˚, и вентилятор не запустится, либо будет вращаться медленнее.

Внимание, не перепутайте выводы обмоток. Перед отключением отмаркируйте провода и зарисуйте, как они были подключены. Дополнительно сфотографируйте узел перед разборкой.

При обнаружении обрывов обмоток электродвигателя ремонт заканчивается. Можно попробовать отыскать место обрыва или убедиться в том, что обмотка сгорела (на это указывает потемнение цвета изоляции ее проводов).

Но перемотка современных бытовых устройств экономически нецелесообразна, а чтобы провести ее в домашних условиях нужно обладать профессиональными навыками обмотчика.

Поэтому устройства со сгоревшими электродвигателями можно выкинуть без угрызений совести.

Это же касается неисправностей электронных устройств регулировки оборотов вентиляторов.

Оцените качество статьи. Нам важно ваше мнение:

Источник: http://electric-tolk.ru/remont-ventilyatora-rukovodstvo/

Ремонт вентилятора бытового своими руками :

Ремонт вентилятора бытового своими руками :

Как бы хорошо ни служила электротехника, рано или поздно она выходит из строя. Особенно часто ломаются те приборы, которые эксплуатируются очень интенсивно. К ним можно причислить бытовой вентилятор. Поломки в данном изделии бывают различные.

Владельцу при их возникновении не остается ничего другого, как обращаться в мастерскую. Однако в некоторых случаях можно обойтись и своими силами. Для этого достаточно хорошо знать устройство и принцип действия данного электрооборудования.

Информация о том, как выполнить ремонт вентилятора своими руками, представлена в статье.

Устройство электроизделия

Перед тем как приступить к ремонту домашнего вентилятора, желательно ознакомиться с его устройством. В данном электрооборудовании охлаждение осуществляется за счет вращения лопастей.

Местом их крепления стал специальный вал на кривошипах, который приводится в движение при помощи мотора. Вентиляторы оснащаются электродвигателями, которые, в зависимости от модели, могут иметь различную мощность.

Запускаются они при помощи статоров. Фланцы используются как опоры для контактных колодок. Вентилятор может оснащаться редуктором. Фиксируется он при помощи прижимной планки.

Механизм находится в пластмассовом корпусе на длинной ножке.

Разборка

Ремонт вентилятора требует обязательной разборки оборудования. Для этого необходимо выполнить следующие действия:

  • Открутить крышку вентилятора. Это его передняя часть в виде защитной сетки.
  • Отсоединить пропеллер. Он монтируется на вал мотора при помощи гайки. Так как для нее предусмотрена левосторонняя резьба, вращать гайку нужно по часовой стрелке. По завершении ремонта вентилятора гайка устанавливается обратно путем ее закручивания в обратную сторону.
  • Снять еще одну защитную сетку. Она крепится гайкой в задней части устройства.
  • Снять защитный кожух. Он соединен с рукояткой, осуществляющей регулировку вращения корпуса в изделии, при помощи скрытого болта.

Ремонт двигателя

Вентиляторы в ходе их интенсивной эксплуатации очень сильно перегреваются. Выход из строя мотора считается одной из самых распространенных поломок.

Ремонт вентилятора следует начинать с первичного осмотра. Для этого нужно:

  • Снять крышку с защитной решеткой.
  • Вынуть мотор. Он крепится при помощи четырех болтов.
  • Осмотреть контакты. В случае, если на них имеются потемнения, проблему следует искать в перегоревших контактах. Если потемнения отсутствуют, то мастеру придется движок «прозваниванивать». Поломанный мотор при этом будет издавать гудение.
  • Измерить сопротивление обмоток статора. Нормальным показателем считается 1,2 кОм. Если мотор загудел, но не включился, значит, ему необходима новая перемотка. Это можно сделать в специализированной мастерской. Судя по отзывам некоторых владельцев, столкнувшихся с проблемой сгоревшего движка, самостоятельный ремонт бытового вентилятора при такой поломке невозможен. Многие потребители советуют сразу покупать новый движок, а не нести к мастеру на обмотку старый.

Проблемы с кулером

Часто бывает так, что лопасти вентилятора не крутятся, хотя мотор в изделии совершенно исправен. Причиной может быть:

  • Неисправный конденсатор.
  • На подшипниках отсутствует смазка.

Починка конденсатора

Причиной выхода из строя конденсатора могут быть резкие скачки напряжения в электросети. В этом случае ремонт вентилятора, как обычно, начинается с его разборки.

У большинства моделей конденсатор расположен сразу за центральным фланцем. Чтобы его достать, необходимо в первую очередь вынуть движок и разобрать блок питания.

В некоторых моделях вентиляторов изъятию конденсатора может препятствовать наличие кривошипа, при котором владельцу придется снимать и фланец.

В данном случае ремонт напольного вентилятора ограничится проверкой емкости конденсатора. Чтобы измерить сопротивление на проводниках, домашнему мастеру придется использовать специальный тестер. Если показания данного прибора будут превышать 50 Ом, то следует приобрести новый конденсатор.

Поломался переключатель скорости

Если вентилятор издает сильный шум во время работы, первое, что следует сделать владельцу, – это проверить исправность регулятора изделия. Расположен он рядом с блоком управления.

Вынуть регулятор просто: достаточно лишь снять заднюю крышку. Управленческий блок будет закрыт контактной колодкой. Она также вынимается. Желательно, чтобы прижимная планка при этом осталась нетронутой. После извлечения блока можно приступить к осмотру регулятора.

Очень часто причиной поломки переключателя скоростей может стать отсоединенный проводник. В таком случае нетрудно выполнить ремонт напольного вентилятора своими руками. Используя паяльную лампу, домашний мастер монтирует проводник обратно на место. Случается, что тот просто перегорает.

Тогда владельцу вентилятора придется обзавестись новым проводником.

Как починить блок управления?

Самая распространенная проблема у блоков – это поломки червячных передач. Владельцу вентилятора для начала придется снять контактную колодку. В данном случае вынимать электродвижок не обязательно. Большинство моделей электровентиляторов оснащены специальными подкладками, которые прикрывают управленческие блоки. Эти подкладки следует вынимать.

Затем, используя отвертку, необходимо полностью выкрутить вал. Лишь после этого извлекается блок управления. Демонтировав заднюю крышку, можно увидеть, в каком состоянии находится червячная передача. Под ней расположен вал контакта. Сопротивление блока проверяется тестером. Полученный параметр должен быть до 50 Ом.

Если показания выше, то такой блок управления следует заменить новым.

Как заменить ротор?

Данная процедура для вентиляторов считается редкостью. Но все же вследствие перегрева электродвижка может прийти в негодность и ротор. Чтобы его починить, владельцу сначала нужно отсоединить крышку вентилятора. Местом расположения ротора стала специальная прокладка за валом. Чтобы достать ротор, придется, используя отвертку, вынуть электродвижок.

После этого производится первичный осмотр. Очень часто причина поломки заключается в перегоревших проводах. Если они в порядке, значит, поломан сам ротор. Как утверждают многие владельцы, в таком случае его следует сразу же заменить новым. Прокладка при этом может использоваться старая.

Устанавливать новый ротор нужно так, чтобы он не соприкасался с электродвижком.

Если поломался диффузор

Причиной выхода из строя данного элемента считается скручивание регулятора. Подобные случаи встречаются очень редко. Починку следует начинать с демонтажа крышки вентилятора. Электродвижок при этом можно оставить на месте. Однако для того чтобы удобнее было работать с блоком управления, некоторые мастера рекомендуют из вентиляторов вынимать центральные фланцы.

В противном случае после починки диффузора установить блок обратно на его прежнее место будет проблематично. Диффузор расположен с обратной стороны блока управления. В некоторых моделях вентиляторов диффузоры крепятся при помощи специальных фиксаторов. Вышедший из строя элемент отсоединяется от блока при помощи ножа или отвертки. Мастеру достаточно слегка поддеть диффузор.

Неисправный элемент заменяют новым.

Проблемы с лопастями

Поскольку при изготовлении лопастей используется пластик, данная часть вентилятора очень восприимчива к внешним механическим воздействиям. В результате лопасти часто деформируются и ломаются, если за сетку попадают какие-либо посторонние предметы.

В таком случае, чтобы починить вентилятор, владельцу нужно демонтировать защитную сетку. Задняя крышка может оставаться на своем месте. Ее снимать нет необходимости. Защитная сетка удерживается специальным зажимом в виде пластикового колпачка. Его легко повернуть одними руками.

После того как будет скручен зажим и снята защитная сетка, отсоединяется специальная подкладка, фиксирующая лопасти. Данный этап работы можно выполнить без применения инструментов. Лопасти подлежат замене в том случае, если они очень сильно деформированы.

Если же во время работы вентилятора наблюдается незначительное их трение о защитную решетку, то они без труда выравниваются руками. Как утверждают владельцы вентиляторов, пластиковые лопасти гнутся очень легко.

Если поломан фланец

Поскольку при изготовлении фланцев используется пластик, данная часть вентилятора очень восприимчива к ударам. Фланцы приходят в негодность в результате падения электрического изделия. Ремонт начинается с демонтажа защитной крышки.

В некоторых моделях фланцы располагаются возле электродвижков. В таком случае доставать блоки управления не нужно. После скручивания кривошипа и извлечения червячной передачи отсоединяется переключатель.

Местом расположения фланца является специальная панель, на которую он монтируется четырьмя винтами.

В некоторых моделях вентиляторов фланцы расположены возле блоков управления. В таком случае владельцу придется сначала извлекать прижимную планку, после чего и сам блок. Возле ротора имеется специальная прокладка. Для того чтобы подобраться к фланцу, ее необходимо извлечь. Крепится он двумя винтами.

В заключение

Поломка вентилятора – это не повод обращаться к мастеру. По многочисленным отзывам потребителей, стоимость услуг в специализированных сервисных центрах соизмерима с затратами на приобретение новых частей. Тот, кто желает немного сэкономить, может попытаться починить вентилятор самостоятельно.

Источник: https://www.syl.ru/article/335779/remont-ventilyatora-byitovogo-svoimi-rukami

Ремонт бытового вентилятора: обзор поломок и способы устранения

Ремонтируем вытяжной вентилятор

Несмотря на своё простое устройство и отсутствие каких-либо внешних негативных факторов бытовые вентиляторы ломаются. Даже вытяжной вентилятор может выйти из строя в течение года. И это несмотря на то, что кроме крыльчатки с электромотором в нём есть ещё только один выключатель. Казалось бы – ломаться нечему. Но всё зависит от загрузки вытяжного вентилятора.

Вероятно современные производители этого электрооборудования, понимая его потенциальную долговечность, решили себе помочь: увеличением количества проданных вентиляторов, покупаемых взамен сломавшихся.

А чтобы поломка состоялась и случилась в не столь отдалённом от даты покупки будущем, в электромотор устанавливается маленькая деталь – температурный предохранитель.

И примерно в течение года при достаточно продолжительной работе эта деталь перегорает, и электромотор перестаёт вращаться.

После этого по задумке производителя владелец вентилятора пойдёт в магазин за новым. Но можно вместо этого своими руками отремонтировать электромотор и сэкономить.

Для этого потребуется разобрать корпус и вынуть из него движок. Разборку надо выполнять аккуратно с учётом конструктивных особенностей. А они бывают такими, что некоторые детали могут быть приклеены.

И чтобы не сломать их потребуется разделять по склеенному шву лезвием ножа.

Предохранитель расположен в движке. Это совсем небольшая деталь, к которой присоединены два провода.

Назначение предохранителя – при перегреве электродвигателя разорвать цепь и отключить его. Но почему «перегрев» и разрыв электрической цепи происходит при температурах не опасных для материалов, из которых изготовлен движок – не ясно.

На корпусе детали указывается температура 125 градусов по Цельсию. Вентиляторные движки времён СССР такую деталь не содержали и некоторые из них до сих пор исправно крутят крыльчатки.

Поэтому можно исключить этот предохранитель из электрической схемы, так сказать, «основываясь на опыте предшествующих поколений».

Извлекаем неисправную деталь:

Чтобы упростить ремонт, на имеющихся контактах припаиваем перемычку из тонкого медного провода. Затем изолируем полученный шунт изоляционной лентой.

Проверяем результат работы. Соблюдая меры безопасности, при отключенном напряжении присоединяем движок к розетке. После этого подаём напряжение и убеждаемся в том, что вал вращается. Смазываем подшипники вала. Собираем вентилятор и продолжаем пользоваться им. Не забываем, раз в год чистить его от пыли, грязи, и смазывать подшипники.

Ремонтируем напольные и настольные варианты

Напольные и настольные вентиляторы более сложно устроены. Обороты крыльчатки в них регулируются, а воздушный поток либо перемещается по горизонтали из стороны в сторону с установленным отклонением от вертикали, либо фиксируется в одном направлении. Конструкция настольного вентилятора показана ниже на изображении:

Возможны такие неисправности:

  • проблемы с вращением крыльчатки;
  • неисправность редуктора;
  • плохая работа регулятора положения электродвигателя.

Для ремонта с целью устранения перечисленных неполадок потребуется разобрать напольный вентилятор так, как показано далее.

Настольный вариант разбирается аналогично. Проблема с вращением крыльчатки, особенно при небольших оборотах, когда слишком медленное вращение хорошо видно, обычно вызвано недостаточной смазкой подшипников. Их необходимо осмотреть и при сильном загрязнении смесью пыли со старой смазкой почистить. Для прочистки подшипников потребуется разобрать движок, и извлечь ротор.

После этого втулки подшипников скольжения доступны для качественной очистки ватным тампоном увлажнённым спиртом или бензином. Очищенный движок собирается, а подшипники смазываются. Оптимальной будет жидкая смазка на основе силикона.

Отсутствие вращения или неправильное вращение крыльчатки может быть вызвано неисправностями в регуляторе оборотов, выполненном на печатной плате.

На ней расположен плавкий предохранитель, который мог сгореть и поэтому вентилятор не работает и крыльчатка не крутится. Предохранитель проверяется, и при необходимости заменяется новым.

Если предохранитель исправен неработоспособность вентилятора, скорее всего, вызвана неисправностью микросхемы регулятора оборотов или переключателей.

В таком случае потребуется замена платы новой. Если есть большая потребность в вентиляторе из-за жаркой погоды, на время поиска и приобретения новой детали можно включить одну из его обмоток напрямую минуя регулятор оборотов.

Выполнять поиск подходящей обмотки, которых обычно бывает три, следует тестером с последующим подключением к сети и проверкой оборотов движка.

Концы не используемых обмоток и соединения с сетевым проводом надо надёжно изолировать надеванием ПВХ трубок с изоляционной лентой.

Неисправность редуктора обычно происходит из-за износа пластмассовых шестерен. В них стираются зубцы, и мотор с крыльчаткой не поворачивается, как следует из стороны в сторону. Замена шестерён в редукторе почти невыполнимая задача, поскольку в продаже их нет. Поэтому продолжать пользоваться вентилятором с изношенной шестернёй придётся без функции поворота.

Регулятор положения двигателя с крыльчаткой, которым устанавливается отклонение по вертикали, выполнен как зажим. Обычно это винт с гайкой. На винте крепится барашек, а гайка запрессовывается в корпус.

Из-за износа происходит проворачивание барашка и не получается затянуть винт с гайкой с необходимым усилием чтобы надёжно зафиксировать положение электромотора. В этом случае надо заменить винт с барашком на болт аналогичного диаметра и длины.

Болт можно легко затянуть ключом или плоскогубцами.

Чтобы вентилятор прослужил дольше надо в начале лета проводить его осмотр, чистку и смазку. Смазывать подшипники надо только жидкой смазкой. Густую смазку хорошо использовать для шестерен редуктора. Ухоженное оборудование порадует своих владельцев желанным ветерком в жаркое время.

Источник: http://podvi.ru/elektrobytovye-pribory/remont-bytovogo-ventilyatora-obzor-polomok-i-sposoby-ustraneniya.html

Ремонт напольного вентилятора своими руками

Ремонт напольного вентилятора своими руками

:

Рассмотрим ремонт напольного вентилятора своими руками на примере типичного изделия Краснодарского завода. Внутри нет ничего сложного, однако сказать вот так сразу, как именно регулируется скорость вращения, достаточно непросто. Конструкция, конечно, так себе.

Сравнительно тяжелый корпус разместился на прямо-таки невесомой ножке, при малейшем толчке изделие падает, особенно, если на полу лежит ковер. Не спасают его и четыре опоры раскиданные по углам крестовины из тончайшей стали.

Это не игра слов, подставка действительно очень хрупкая, легко гнется, держится на соплях. Поэтому первая наша рекомендация – не связываться с изделиями, имеющими плохую устойчивость. Изделия Bork зачастую имеют защиту от падения, но только не изделия Краснодарского завода.

Однако и мотор тоже не сгорит в случае эксцесса, имеется защита, но об этом чуть позже… Итак, на повестке дня ремонт напольного вентилятора своими руками!

Устройство типичного напольного вентилятора

Начать следует с того, что у простейших вентиляторов не имеется клеммы заземления. Это значит, что прибор не обладает никакой степенью электробезопасности.

Устройство напольного вентилятора включает корпус, изготовленный из пластмассы, и если внутрь попадет вода, то можно ожидать хорошей встряски. Это значит, что напольный вентилятор такой разновидности нельзя использовать поблизости от любой воды. От аквариума до вазы с цветами.

Особенно опасен он там, где имеются маленькие дети. Не дай Бог, упадет штуковина на пол, и кто-то догадается налить внутрь молока… Выводы делайте сами:

  • конструкция неустойчивая;
  • основание легко ломается и гнется;
  • защиты от удара током не имеется.

При всем прочем при падении напольного вентилятора с высокой степенью вероятности ничего не случится. Чтобы понять почему, необходимо чуть погрузиться внутрь конструкции. Оставим пока в стороне особенности регулирования скорости двигателя и кнопки. Поговорим про редуктор.

Краснодарский напольный вентилятор имеет всего один асинхронный двигатель с конденсатором. Передняя сторона вала через штифт и гайку с левой резьбой соединена с лопастями, а задняя выходит на редуктор, состоящий из двух шестерен, одна из которых двойная. (См.

также: Ремонт вентиляторов своими руками )

Вал имеет нарезанную резьбу, которая цепляет по мере вращения зубчики большого колеса. Момент передается на малое колесо, приводящее в движение маховик. Шестерня кривошипно-шатунного механизма большого диаметра, поэтому вращение ее много меньше по скорости, нежели у исходного вала асинхронного двигателя. В результате:

  1. Лопасти крутятся на полной скорости вращения мотора.
  2. Кривошипно-шатунный механизм, благодаря редуктору, движется много медленнее.

Через карданную передачу кривошип зацеплен за ножку, а сам корпус с двигателем посажен на ось. Поэтому при вращении вала асинхронного двигателя лопасти двигаются плавно то в одну, то в другую сторону. Однако можно и остановить процесс.

У двойной шестерни валок крепится к большей шестерне двумя шариками с пружинкой, вставленными в сквозное отверстие. Если потянуть на себя ручку регулятора, непосредственно соединенную с осью, то защелка соскальзывает вверх.

При этом теряется связь между шестерней и валом, благодаря чему вращение прекращается. Этот же механизм служит и для защиты от падения: по внутреннему посадочному отверстия приводной шестерни нарезано шесть желобков. В них как раз умещаются шарики.

Положение получается шесть, переход из одного в другое сопровождается щелчком, когда ось проворачивается относительно шестерни, и шарики бьют по стенкам, соскальзывая в желобки.

Таким образом, если слышны щелчки, и никого нет в комнате, то высока вероятность того, что напольный вентилятор упал. В результате привод его заклинило, и работает со щелчками защитный механизм, уберегая мотор от сгорания.

Мы полагаем, что данный режим не является для напольного вентилятора нормальным, поэтому рано или поздно, если не выключить прибор, то мотор непременно выйдет из строя.

Добавим к этому, что сам редуктор крепится тремя болтами к двигателю и имеет пару смазочных отверстий, через которые можно сдобрить пластиковые шестерни.

Особенно это касается приводной, которая вращается почти со скоростью асинхронного двигателя.

Головная боль будет не только с тем, как починить напольный вентилятор, но и как его собрать.

При раскладе, когда неверно задано взаимное положение редуктора и ножки через передачу, головка напольного вентилятора будет двигаться несимметрично относительно фронтальной плоскости. В некоторых случаях это может весьма раздражать.

Проще всего, соединив редуктор, сразу же проверить изделие, подключив питание и осторожно, чтобы не ударило током, попробовав правильность выполненной сборки.

Двигатель напольного вентилятора

Внутри вентилятора стоит обычный асинхронный двигатель. На редуктор крепится конденсатор. По всем признакам радиоэлемент не является пусковым. Мы полагаем, что обмотки недаром крепятся по четыре в два ряда и сдвинуты друг относительно друга на восьмую часть оборота.

Скорее всего для вращения поля используется фаза напряжения и ее же сдвиг на 90 градусов. Однако этот момент не так важен, потому что если сгорит хотя бы одна из обмоток асинхронного двигателя напольного вентилятора, то придется мотор менять целиком.

Намотать самостоятельно такое сложное изделие не представляется возможным. (См. также: Ремонт миксера своими руками )

Регулирование скорости выполняется подачей напряжения на соответствующие провода. Один из них идет прямо от шнура к двигателю, а второй выбирается сложной рядной кнопкой. Нажата может быть одновременно только одна из скоростей, что обеспечивается механическими методами.

Особенно радуют краснодарские изделия наличием подсветки: верхняя кнопка отвечает за горение диода. Он не служит ни для каких иных целей кроме того как, чтобы не наткнуться в темноте на напольный вентилятор.

Что еще раз косвенно свидетельствует о том, что изготовитель в курсе насчет неустойчивости своего изделия.

Сам двигатель состоит из изолированного ротора в виде барабана из алюминия, в который заделана проводка катушек. Структура их остается неизвестной по вполне понятным причинам, и по тем же причинам большого значения этот вопрос и не имеет.

Мы полагаем, что вероятность выхода из строя именно ротора сравнительно мала, потому что он получает питание от статора. А структура обычно представляет собой беличью клетку. Это набор продольных проводников, расположенных по кругу и объединенных двумя кольцами с торцов. С обоих концов на роторе расположена крыльчатка, обдувающая катушки статора.

Это позволяет асинхронному двигателю работать более интенсивно. У краснодарского напольного вентилятора крыльчатки из пластика.

В случае каких-либо неясностей достаточно прозвонить проводку прямо от кнопки (не разбирая вентилятор), чтобы понять, где именно кроется неисправность. В частности, сопротивление рабочей обмотки не должно быть нулевым или слишком высоким.

Обрыв угадать не сложно. Пусковая обмотка звонится с контактов конденсатора.

Наконец, направление вращения определяется взаимным положением пусковой и основной обмоток, следовательно, перепутав их местами можно получить не совсем правильный результат.

Разумеется, при выходе из строя хотя бы одной обмотки двигатель работать не будет. Одной фазы не хватит для разгона ротора.

В этом случае достаточно повращать по часовой стрелке лопасти (отдернув сразу же руку), чтобы понять наличие такой характерной неисправности. Если напольный вентилятор заработает, то сгорела одна из обмоток.

Кстати, в данном случае было бы неверно говорить о пусковой и рабочей катушках, потому что с виду они ничем не отличаются друг от друга, ни формой, ни количеством витков.

Метод регулирования скорости двигателя напольного вентилятора

Мы ничего не сказали о способе регулирования скорости, но в этом и нет ничего удивительного. В рассмотренной модели на катушки приходит четыре провода, один из которых никак не коммутируется, берется прямо от вилки.

Три других входят в обмотку через тканевые кембрики. Что находится внутри доподлинно неизвестно. Но по некоторым признакам есть там радиоэлементы.

В общем-то выбор невелик, двигатель асинхронного типа с изолированным ротором управляется всего двумя способами:

  1. Изменение амплитуды напряжения.
  2. Коммутация обмоток.

Инверторное управление в расчет не берем, в данном случае просто негде уместиться такой сложной схеме. Остается регулирование амплитуды напряжения.

Скорее всего на каждом из проводов находится делитель, быть может, даже резистивный.

Не суть это важно, потому что если выйдет из строя одна из скоростей (или две), то все равно кембрики придется резать, следовательно, станет очевиден и метод регулирования.

Как разобрать напольный вентилятор

Из сказанного должно быть понятно, что внутри напольного вентилятора ломаться особо нечему. Это двигатель и конденсатор. Остальное приходится на механическую часть, в частности, редуктор.

При наличии свиста и шума попробуйте смазать шестерни. Как это делать должно быть понятно из сказанного. В корпусе редуктора имеется пара отверстий для этих целей.

Обычный солидол вполне сгодится, несмотря на то, что детали пластиковые.

Таким образом, самостоятельный ремонт напольного вентилятора не должен вызывать больших затруднений. В частности, можно заменить и двигатель на подходящий по весу и размеру, в том числе коллекторный. Основные виды поломок касаются механической части, восстановление ее проводится обычными методами умелыми руками.

ActionTeaser.ru — тизерная реклама

Источник: http://mir.ru/remont-napolnogo-ventilyatora-svoimi-rukami/

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Рекомендуем посмотреть